Гибель государства

И зaчeм eму знaть прo мeццo-сoпрaнo и дo-диeз, кoгдa пoтрясeниe нe трeбуeт музыкaльнoй грaмoты. Сaмый прoстoй: «глaзaми» или «в oкнo». A гдe eгo испытaeшь? Клaняйтeсь мнe дo зeмли! Нaслушaвшись вoстoржeнныx рaсскaзoв умирaющeгo Сoкoлa o пoлётax в нeбo, Уж рeшил испытaть эту рaдoсть и пoдпрыгнул. И пoтрясaющe звучит прoрoчeствo пeрвoсвящeнникa в испoлнeнии Сeргeя Кoвнирa (Киeв):

Грядущee вижу вo тьмe… Музыкaнты oркeстрa тeaтрa игрaют нe прoстo xoрoшo, oни игрaют бeзупрeчнo. Oн всё пoнял. Нa сцeнe oпeрa Вeрди, a в зaлe публикa, рaзныe люди. Этo ужaснaя aрифмeтикa. Oн внутрeннe прoпeвaeт вмeстe с великолепными солистами всю оперу; кажется, что его безмолвное пение слышат все: и хор, и оркестр, и солисты. (Ниже вы прочтёте отзывы двух высочайших профессионалов, слушавших премьеру.)

Два дня подряд шла опера «Набукко» — премьера, которая открыла ХХХVI Шаляпинский фестиваль в Казани. Певица слушает совершенно иначе, чем ты; ей интересно, взяла ли соперница верхнюю ноту. Зато простого не травмируют мелкие погрешности, он их не слышит. Костюмы и декорацию вы видите на фото, но не видите, как конструкция трансформируется во время спектакля… А самый впечатляющий момент, когда внезапно с жутким грохотом рушится гигантский каменный идол жестокого языческого божества, предвещая неизбежный крах жестокого мира. 60 миллионов в год — столько же, сколько погибло за 6 лет Второй мировой войны. Минувшее проходит пред тобою. Самое знаменитое место в «Набукко» Верди — хор пленных иудеев.                                                

Александр Минкин

Фото: kazan-opera.ru

✭✭✭

Владимир ВАСИЛЬЕВ (народный артист СССР, один из величайших танцовщиков мира). Именно поэтому спектакль становится единым действом, производящим незабываемое, потрясающее впечатление на публику». Талантливый спектакль оправдает все предыдущие неудачи. Только то, что Америка её бойкотировала. Получился спектакль, в котором всё гармонирует друг с другом. «Среди величественной горы творений Джузеппе Верди опера «Набукко» находится в самом основании, в предгорье. Если опера Верди идёт почти двести лет, то сюжет известен, ничего нового не узнаешь. Даже в кино, даже на хорошем фильме рядом окажется парочка с ведром попкорна…

Только в театре. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Это очень интересно и даже смешно: опера, прославившая молодого Верди, первая его опера, которая имела бешеный успех в Европе, опера первой половины ХIХ века не шла в СССР во второй половине ХХ века по идеологическим причинам, к которым, возможно, примешивались зоологические. Художник почти не слышит, что там поют, он видит костюмы, свет, декорацию… Алексей РЫБНИКОВ (народный артист России, композитор). Но косвенные данные в наличии. Конечно, профессиональный музыкант получает гораздо больше, чем простой зритель. Отдельная благодарность художнику Виктору Герасименко. На самом деле их даже очень много для нашего грешного мира. Он думал, что завоевал навсегда, но, как мы знаем, дело кончилось иначе. Сложно представить себе, что Собакевич испытает восторг, даже если его затащат в театр и дадут билет даром. Но ведь полно убожества и дряни. Как вы видите мир? Она означает, что у человека, который всё же пошёл в театр, очень мало шансов испытать восторг. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. В смысле: конец света ещё не наступил. Он сходил в театр, испытал скуку и отвращение, — «больше меня туда не затащите». С хором и оркестром Татарского академического театра оперы и балета поют солисты: главные партии исполняют артисты из Национальной оперы Украины, один из Белоруссии, двое из Мариинки и одна из Красноярска. Значит, идут за восторгом. Хорошо, если получит хотя бы удовольствие. Сюжеты известны, тексты в книгах — читай бесплатно. Два дня подряд по тысяче зрителей, и ни одного свободного места. И эта раздутая до неба сегодняшняя проблема приобретает натуральный муравьиный масштаб. Дирижёр Стефано Романи купается в музыке своего великого соотечественника. Но в вопросе есть и более важный смысл: как вы понимаете мир? Слушаешь оперу Верди как человек. Казалось бы, на волосок более резкие, чем надо, сопрано, или чуть менее выразительная группа теноров могут нарушить общий баланс; и вот уже нет того восторга и мурашек по коже, которые так ценят меломаны. Футболистов миллион, а Месси один, и Роналдо один. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся:

— Так вот в чём прелесть полётов в небо! Но любая фальшь, любая случайность может погубить впечатление. Она далеко не лучшая для меня из созданного им. Там только пусто. Такому аншлагу театр, конечно, радуется. Голоса всех групп хора, насыщенные, сочные (я уверен, что каждый из артистов хора мог бы быть солистом), сливаются в единый идеально сбалансированный инструмент, который во всех нюансах от тишайшего пианиссимо в знаменитом хоре «Vai pensiero» до мощных кульминационных аккордов заставляет слушателей буквально замирать от восторга и от ощущения, что соприкасаешься с действительно великим искусством. Есть только один бог — это ваш царь! Наткнувшись, человек отворачивается навсегда. Смешные птицы! Изгнание предателя. Невольно в глаза бросается разница: мир политики и политизированного спорта и — мир искусства. Удивительная акустика театра даёт оркестру возможность звучать полновесными яркими tutti, а в тех местах, где партитура «прозрачна», каждый инструмент слышен как бы под микроскопом. Слушайте меня! Но ведь и Верди, когда писал, думал о своём — о своей Италии, о Европе, которая долго приходила в себя после Наполеоновских войн. Ни один камень не напомнит о Вавилоне. Сценическое оформление, костюмы и мизансцены образны и красочны. Точнее: оно ещё совсем не кончилось. Слава Богу, режиссёр Ефим Майзель очень достойно представил либретто, музыку, исполнителей и художника. Винтик. Слушаешь Верди и улетаешь! В опере Верди царь ассирийцев Набукко сошёл с ума и объявил себя богом. А когда спектакль кончается, когда смолкает долгая стоячая овация, то совсем не сразу вспомнишь главную битву наших дней — Олимпиаду и допинг. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух. Неисповедимы пути твои, Господи, как бы кто тебя ни называл. Поскольку дело происходит в Казани, хор пленных иудеев поёт хор татар. Но если человек пойдёт в театр — нет никакой гарантии, что он испытает этот восторг. А потом возвращаешься в себя. Но как подумаешь, что остальные 144 миллиона граждан России туда не попали и не попадут… Конечно, доказать это нельзя (так же, как атеисту никто не докажет существование Бога). Сейчас самые враждующие страны — США, Украина, Россия, а на сцене безупречный высокий союз. Сделает нечто шокирующее зрителей, которые, на мой взгляд, сегодня привыкли ко всему. Человек слушает Верди, и мысли выходят из-под контроля. Слышны все нюансы исполнительских штрихов каждого музыканта. Спектакли, которые я видел в самых разных театрах, никогда не потрясали моё воображение. А кто ты? Пожалуй, сегодня хор Казанской оперы не уступает хору Большого». Эти приключения описал Максим Горький. В этом смысле хор Казанского театра почти совершенство. Так и с операми. На этот детский вопрос много ответов. Однако если повезёт — вы запомните этот вечер на всю жизнь. Видишь гибель народов и царств… Смотрите фоторепортаж по теме:

Опера «Набукко» в Татарском академическом государственном театре оперы и балета

43 фото Вдобавок я опасался, что в Казанском театре режиссёр (чтобы преодолеть статичность оперы) решит её «осовременить», или что хуже — перевернёт сюжет с ног на голову; что-то сократит или добавит в музыке. Мощь постановки невероятна. «Хоровые регистры очень коварная вещь. Рождённый ползать — летать не может!.. Автор оперы — Верди (Италия), режиссёр Майзель (США), дирижёр Романи (Италия), художник Герасименко (Москва). Фото: kazan-opera.ru

✭✭✭

В СССР не ставили «Набукко». Смотрим на одно и то же, но каждый видит своё. Богом для всех народов: и для своего, которым он повелевает, и для израильского, который он завоевал. Только то, что мы её бойкотировали. что думаете о нём? «Гамлет» идёт четыреста лет, «Эдип» — две с половиной тысячи лет. Гениальных мало. Восхваляйте меня, вашего бога! Дома, на кухне, жуя и поглядывая в телевизор? Он всего лишь даёт шанс. То жена о чём-то бурчит, то сосед припрётся. Что? Фото: kazan-opera.ru

1 февраля в Казани премьерой «Набукко» открылся 36-й Шаляпинский оперный фестиваль. Мы невольно думаем о своём, когда слушаем. Но ведь и Верди не даёт гарантии. Что ты помнишь про Олимпиаду-84, если помнишь что-нибудь? Друг-читатель, что ты помнишь про Олимпиаду-80, если вообще что-то помнишь? Если люди платят кучу денег за билет, за право три часа смотреть на сцену, — значит, надеются что-то получить. Подумай: 60 миллионов в год покидают эту суету, исчезают с планеты Земля, в том числе успешные, богатые. Пусть ты винтик не государственной идеологии, не воровства из бюджета, не винтик власти, но ты винтик суеты. Хор — лучшее проявление музыкальных кусков в этой опере — оказался настоящим героем истории. А что таких спектаклей мало — не удивляйтесь. Вот и ставят Верди уже скоро двести лет. А галерный раб (журналист) видит жуткую борьбу за трон и жуткую власть идеологии. Тебя отрывают от земли, уносят вверх, и оттуда, с высоты, из космоса видишь гигантскую историю. Кто не испытал этого улёта, тот вряд ли верит, что такое бывает. Если бы не солист из Германии, следовало бы сказать, что главные партии поют артисты Советского Союза. Во-вторых, что хуже: по-настоящему удачных спектаклей — один из ста, гениальный — один из тысячи. И Пеле помнят недаром, ибо такие дарят восторг, а большинство — скуку и отвращение. Но огорчаться не стоит. Во-первых, есть глухие, их ничем не проймёшь; видят великое, пожимают плечами и повторяют своё тупое «ну и что?».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.